Метизы и элементы крепежа. Основные сведения

Настилка дощатых полов, закрепление плинтусов, монтаж оконных и дверных коробок, устройство подвесных потолков, монтаж гипсокартонных листов на металлический или деревянный каркас, изготовление прямых и винтовых, наружных и внутренних лест­ниц — вот далеко не полный перечень областей применения современных элементов для крепежа. Стоимость крепежных деталей обычно составляет 0,5-0,8% сметной стоимости строительных или ремонтных работ. В связи с этим следует со всей серьезностью подхо­дить к выбору крепежных изделий, так как каждый их вид предназначен для решения со­вершенно определенных задач. В зависимости от места применения такие детали имеют особую конструкцию, выполняются из соответствующих материалов и обладают опреде­ленным защитным (или декоративным) покрытием. Правильный выбор крепежных изде­лий обеспечивает надежную и долговременную эксплуатацию всех соединений в про­странстве жилого помещения, а также, что немаловажно, позволяет придать этим соеди­нениям надлежащий (с эстетической точки зрения) внешний вид.
  Для начала необходимо разобраться, каким именно нагрузкам подвергаются эле­менты крепежа в процессе эксплуатации. Эти нагрузки могут различаться по величине (вес, который выдерживает крепление), по направлению, изменяться или не изменяться во времени (т.е. быть статическими или динамическими). По направлению различаются про­дольная (вырывающая) нагрузка, поперечная (срезающая) нагрузка, а также угловая на­грузка, которая складывается из двух первых. Соответственно от величины продольной нагрузки зависит принцип крепления (за счет силы трения или внутреннего упора), а по­перечные нагрузки могут предъявлять особые требования к конструкции и материалу кре­пежного изделия.
  Виды крепежных деталей.
  К деталям с внешней рабочей поверхностью следует отнести гвозди, шурупы, винты, болты, шпильки, заклепки. Внутренней рабочей поверхностью, которая определяет их функциональность, обладают гайки. Анкеры и дюбели имеют как наружную, так и внут­реннюю рабочие поверхности. Приведенная ниже классификация не претендует на абсо­лютность — это скорее путеводитель по ассортименту крепежных изделий с указанием их особенностей (при этом используются определения из ГОСТ 27017-86), специфики при­менения и наиболее употребляемых в настоящее время видов.
  Гвозди.
  Этот класс крепежных изделий не требует детального описания, поскольку хорошо знаком всякому, но заслуживает более подробного рассказа, что не входит в рамки данного материала за одним исключением. Это гвоздеобразный шуруп для гвозде­вого дюбеля — гвоздь с резьбой, который работает в комплексе с пластмассовым дюбелем. Подобное изделие при монтаже забивают как гвоздь, а при необходимости разборки вы­винчивают как шуруп. Используется для установки плинтусов и крепежа легких деревян­ных конструкций.
  Болты.
  Болт — это крепежное изделие в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и с головкой на другом, образующее соединение при помощи гайки. Болт может иметь резьбу по всему стержню (полная резьба) или на хвостовой части (неполная резьба). Как правило, болт имеет шестигранную головку, реже внутренний шестигранник под ключ. Существуют болты с Т-образной, полукруглой и потайной головками, а также от­кидные, костыльковые и анкерные болты. Некоторые болты имеют шип или ус на опор­ной поверхности головки, которые служат для предотвращения проворачивания. Исполь­зуются для болтового соединения, то есть при отсутствии внутренней резьбы в соединяе­мых деталях и необходимости неоднократной сборки и разборки.
  Винты.
  Винт — это крепежное изделие для образования соединения или фиксации, выполненное в форме стержня с наружной резьбой на одном конце и конструктивным элементом для передачи крутящего момента на другом. Конструктивный элемент для пе­редачи крутящего момента имеет несколько разновидностей. Самый распространенный из них — шлиц. Шлиц — это углубление специальной формы в торце головки болта, винта или шурупа. Самый простой шлиц имеет форму прямой сквозной или несквозной прорези. Кроме того, распространен крестообразный шлиц (в том числе варианты Philips и Pozidrive). Также существует шестиконечный шлиц Тоrх. Внутренний шестигранник также по определению является шлицем. Кроме того, винт может быть оборудован шести­гранной головкой. Головка винта бывает по форме цилиндрической, цилиндрической скругленной, полукруглой, потайной, полупотайной или линзообразной. Существуют са­монарезающие винты (с острым или плоским концом), которые в процессе завинчивания выполняют резьбу в соединяемом материале. Винт с внутренним шестигранником под ключ незаменим в случаях, когда необходимо произвести крепление в углублении цилин­дрической формы. Винтовые соединения применяются при наличии внутренней резьбы в соединяемых материалах без использования гайки и не предполагают частой сборки и разборки. С эстетической точки зрения винтовые соединения (особенно при использова­нии деталей с потайной головкой) выгодно отличаются от соединений болтовых.
  Шпильки.
  Шпилька — крепежное изделие в форме цилиндрического стержня с на­ружной резьбой на обоих концах или на всей длине стержня. Шпилечное соединение применяется при наличии резьбы в одном из соединяемых материалов. Фиксация произ­водится с помощью гайки (при необходимости добавляется шайба). Следует заметить, что использование шпилек не украшает внешний вид соединения.
  Шурупы.
  Шуруп — крепежное изделие в форме стержня со специальной наружной резьбой, резьбовым коническим концом и головкой на другом конце, образующее резьбу в отверстии соединяемого деревянного или пластмассового изделия. При этом специальная резьба имеет заостренный треугольный профиль и большую ширину впадины по сравне­нию с шириной зуба. Это — наиболее часто применяемый в строительных и отделочных работах класс крепежного изделия. Незаменим при монтаже гипсокартонных листов на металлический (саморез с частой резьбой) или деревянный (саморез с редкой резьбой) каркас. Различные виды шурупов применяются при выполнении кровельных, фасадных работ, при соединении металлических листов. Кровельный шуруп имеет шестигранную головку и оборудован обыкновенной шайбой и уплотнительной шайбой из атмосферо­стойкой нестареющей резины. Выпускается окрашенным (до 18 цветов), и поэтому его применение способствует созданию эстетически достойного внешнего вида здания. Строение шлицев и головок шурупов не отличается от аналогичных элементов винтов. Сантехнические шурупы имеют шестигранную головку.
  Гайки.
  Гайка — это крепежное изделие с резьбовым отверстием и конструктивным элементом для передачи крутящего момента. Применяется в болтовых и шпилечных со­единениях, часто в сочетании с шайбой. Кроме обыкновенной используются несколько особых разновидностей гаек. Колпачковая гайка (элемент со сферической и плоской тор­цевыми поверхностями и глухим резьбовым отверстием) применяется в качестве декора­тивной. Гайка-барашек имеет плоские выступающие элементы для передачи крутящего момента и затягивается вручную. Самоконтрящаяся гайка имеет нейлоновый вкладыш, который предохраняет от самопроизвольного отвинчивания. Подобная деталь применя­ется при повышенных вибронагрузках. Кроме этого, следует упомянуть гайку с фланцем, корончатую, удлиненную, прорезную и приварную гайки.
  Шайбы.
  Шайба — это крепежное изделие с отверстием, подкладываемое под гайку или головку болта либо винта для увеличения опорной поверхности и (или) предотвраще­ния их самоотвинчивания. Различается несколько видов шайб. Плоская шайба имеет плоскую опорную поверхность. Шайба, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий при помощи конструктивных элементов, называется стопорной. Пружинная шайба (также называемая гровером) — это разрезная круглая шайба, концы которой расположены в разных плоскостях, служащая для предотвращения самоотвинчивания крепежных изделий посредством ее упругой деформации под нагрузкой. Изготавливается из пружинной стали, как и контрящая шайба (по виду напоминает гровер, но не имеет разреза).
  Заклепки.
  Заклепка — это крепежное изделие в форме гладкого цилиндрического стержня с головкой на одном конце, служащее для получения неразъемного соединения за счет образования головки на другом конце стержня пластической деформацией. В настоящее время для работ с применением гипсокартонных или металлических листов ис­пользуются тяговые заклепки. Как правило, ножка тяговой заклепки выполняется из стали. Устанавливается с помощью специального аппарата.
  Дюбели и анкеры.
  Основной принцип, на котором основана работа анкеров и дюбе­лей, можно продемонстрировать на простом примере. В бетонной стене высверливается отверстие, в него помещается деревянная пробка, в которую вбивается гвоздь. Именно не­обходимостью надежного крепления в твердых основаниях вызвано появление анкеров и дюбелей. Анкерное (дюбельное) крепление состоит из двух элементов. Во-первых, это гильза, которая устанавливается в предварительно высверленное отверстие. Между гиль­зой и материалом основания возникает сила трения. Это происходит за счет механиче­ского расширения гильзы в отверстии — что может достигаться разными способами. В гильзу вставляется крепежная деталь — болт, винт, шпилька, шуруп, специальный гвоздь. Кроме этого, анкеровка может происходить за счет внешнего или внутреннего упора. Ан­керы предназначены для восприятия высоких нагрузок и поэтому выполняются из ме­талла. Дюбели рассчитаны на меньшие нагрузки и изготавливаются из пластика (нейлон, полиэтилен). Из областей практического применения анкеров следует упомянуть монтаж дверных коробок, специальные дюбели используются для установки оконных пакетов.
  Крепежные изделия (в большинстве случаев они изготавливаются из стали, в том числе из нержавеющей или кислотоупорной), как правило, имеют специальные покрытия, которые могут быть защитными или декоративными. Защитные покрытия предохраняют деталь от коррозионного воздействия внешней среды. Декоративные покрытия придают внешнему виду изделия надлежащие эстетические качества. Для защитных покрытий ис­пользуются в основном цинк и хром. Для декоративных — медь, никель и хром.
  Рассмотрим наиболее часто употребляемые виды покрытий для крепежных деталей. Прежде всего это цинковое защитное покрытие, которое встречается в двух вариантах. Горячеоцинкованное покрытие получается путем погружения изделия в расплавленный цинк (температура 450-480 градусов). Слой такого покрытия колеблется в пределах 50-150 мкм. Электрооцинкованное покрытие (толщина 5-35 мкм) образуется гальванизацией. Ан­тикоррозийная устойчивость цинкового покрытия может быть увеличена с помощью пас­сирования изделия в растворе хромовой кислоты, в результате чего на поверхности детали образуется хроматная пленка (соединение цинка с хромом). На защитные свойства этой пленки не влияют даже царапины. Изделия с таким покрытием называются желтопасси­рованными, Если предполагается дальнейшая окраска или лакирование, то целесообразно применить фосфатированные крепежные изделия. Такое покрытие обладает хорошими антикоррозийными качествами и повышает адгезию лакокрасочных материалов.