Тросы, канаты и стропы из них

Современный канат (трос) представляет собой сложный и ответственный вид изделий и является основным грузонесущим элементом многих грузоподъемных, дорожно-строительных, транспортных и землеройных машин и механизмов. Самое широкое распространение эти приспособления получили в различных отраслях горнорудной, нефтегазоперерабатывающей, строительной промышленности, морском и речном транспорте и т.д.
  По своей конструкции стальной канат (трос) представляет собой металлическое изделие (так называемый метиз), скрученное в пряди из стальной непокрытой (светлой) или покрытой цинком проволоки круглого или фасонного сечения с пределом прочности на растяжение 900-3500 Н/мм2; при этом пряди, в свою очередь, свиты вокруг сердечника. Проволока обычно получается волочением катанки из низкоуглеродистых, углеродистых или нержавеющих сталей. От толщины и количества проволочек в канате, от марки материала и количества сердечников, от направления, количества и плотности свивок в канате зависят его конструкция и прочность. Правильный набор типа, конструкции и свойств составляющих элементов каната, исходя из его назначения и конкретных условий эксплуатации, во многом определяет не только долговечность этого изделия, но и нормальную работу грузоподъемных машин и механизмов.
  Канат состоит из:
  стальной проволоки без покрытия или с цинковым покрытием
  сердечника;
  антикоррозийной канатной смазки;
  противогнилостной пропитки (для органических сердечников).
  По конструкции канаты различаются:
  одинарной свивки (спиральные), состоящие из одного, двух или трех слоев проволоки, свитых в концентрические спирали. Канаты одинарной свивки, скрученные только из круглой проволоки, называют обыкновенными спиральными канатами;
  двойной свивки, состоящие из шести и более прядей, свитых в один концентрический слой. Эти канаты могут быть однослойными или многослойными. Широкое распространение получили однослойные шестипрядные канаты двойной свивки.
  Свойства любого каната отражаются в его маркировке. Так, например, канат диаметром 15,0 мм грузолюдского назначения марки ВК, оцинкованный по группе Ж, левой крестовой свивки, нераскручивающийся, рихтованый, повышенной точности изготовления, маркировочной группы 190 кгс/мм2 имеет следующее условное обозначение: Канат 15,0-ГЛ-ВК-Ж—Л-Н-Р-Т-1860(190).
  Основные маркировочные обозначения:
  материал сердечника:
  с органическим сердечником (ОС). В большинстве конструкций канатов для обеспечения требуемой гибкости и упругости в качестве сердечника в центре каната, а иногда и в центре прядей, используют пропитанные смазкой органические сердечники из пеньки, манилы, сизаля или хлопчатобумажной пряжи. Допускается также применение сердечников из асбестового шнура и искусственных материалов(полиэтилена, капрона, нейлона и др.);
  с металлическим сердечником (МС). Металлический сердечник целесообразно применять в тех случаях, когда требуется повысить структурную прочность каната при многослойной навивке его на барабан, уменьшить конструктивные удлинения каната при растяжении, а также при эксплуатации каната в условиях повышенной температуры;
  направление свивки:
  правой свивки;
  левой свивки (Л).
  по сочетанию направлений свивки канаты двойной свивки могут быть изготовлены:
  с одинаковым направлением свивки проволок в прядях и прядей в канат. Такие канаты называют канатами односторонней свивки (О): они меньше изнашиваются и более гибки, однако легко раскручиваются, особенно под нагрузкой;
  с направлением свивки проволок в прядях, противоположным направлению свивки прядей в канат. Такие канаты называют канатами крестовой свивки, способность раскручиваться у них значительно меньше, чем у первого типа канатов;
  с одновременным использованием в канате прядей правого и левого направления свивки. Такие канаты называют канатами комбинированной свивки.
  способ свивки каната:
  раскручивающиеся, у которых проволоки не освобождены от внутренних напряжений, возникающих в процессе свивки проволок в пряди и прядей в канат.
  нераскручивающиеся (Н), у которых при свивке проволок в прядь и прядей в канат внутренние напряжения снимаются рихтовкой и предварительной деформацией таким образом, что после снятия перевязок с конца каната пряди и проволоки сохраняют заданное положение.
  степень уравновешенности каната:
  рихтованные (Р);
  нерихтованные.
  механические свойства канатов подразделяются на:
  марки высокого качества (ВК);
  марки обыкновенного качества (В);
  марки 1-1.
  вид покрытия поверхности:
  без покрытия;
  с цинковым покрытием:
  для особо жестких агрессивных условий работы (ОЖ),
  для жестких агрессивных условий работ (Ж),
  для средних агрессивных условий работы (С);
  с покрытием каната диаметром 3,1-5,0 мм полиэтиленом низкого давления.
  назначение канатов:
  грузолюдские (марки В и ВК), служащие для подъем и транспортирования людей и грузов (ГЛ);
  грузовые для транспортировки грузов (Г);
  точность изготовления:
  нормальной точности;
  повышенной точности (Т).
  Канаты бывают
  Канат стальной двойной свивки типа ЛК-РО, Трос-канат стальной тройной свивки типа ЛК-Р, Канат стальной судовой двойной свивки типа ЛК-О, Канат стальной одинарной свивки типа ТК, Канат талевый стальной типа ЛК-РО с органическим сердечником, Канат талевый стальной типа ЛК-РО с металлическим сердечником,
  Стропы
  При выполнении погрузочно-разгрузочных операций большинство грузов (стальной прокат, лесоматериалы, строительные изделия и конструкции, оборудование, тара и пр.) перемещают при помощи крюковых кранов. Для обеспечения надежного захвата груза, для его стабильной ориентации в пространстве и для равномерного распределения динамических нагрузок между его элементами, их испытывающими, используются съемные грузозахватные приспособления (СГП).
  Простейшими СГП являются грузовые стропы общего назначения.
  Наша фирма выпускает все типы строп, которые в настоящее время применяются для подъёма грузов
  Перед началом эксплуатации необходимо определить предельные рабочие нагрузки, которым будут подвергаться стропы, а также учесть режим использования и характер поднимаемого груза. Размер, форма, вес и предполагаемый метод подъема груза, а также рабочая среда и характер груза влияют на принятие правильного решения при подборе требуемого стропа.
  Строп прежде всего должен иметь длину, достаточно точно выверенную для данного способа подъема. Если для подъема груза используются два стропа и более, то все они должны обладать одинаковыми характеристиками. Следует обратить внимание и на те типы грузоподъемных устройств, которые вы планируете использовать в комплекте со стропом, они должны соответствовать его типу и параметрам. При использовании стропа с мягкими петлями их минимальная длина во время работы с крюком должна быть как минимум в 3,5 раза больше максимальной толщины крюка, причем в любом случае угол, образующийся в петле стропа, не должен превышать 20 град.
  Нельзя превышать безопасную рабочую нагрузку стропов
  Канатные стропы
  Стропы из стальных канатов бывают следующих типов:
  многоветвевые («пауки»-2СК,4СК) состоящие из ветвей канатных (ВК);
  одноветвевые («1СК») – состоящие из канатной ветви с коушами по обоим концам, в коуши заведены звенья или захваты, например, чалочный крюк;
  стропы канатные петлевые (УСК1, или «чалки» и стропы канатные кольцевые (УСК2, у стропальщиков также называются «чалки»).
  Текстильные стропы
  В настоящее время текстильные стропы находят все более широкое применениепри использовании съемных грузозахватных приспособлений. Это связано с удобством их эксплуатации, малым весом при тех же грузоподъемностьях, что у канатных и цепных строп, достаточно низкой ценой, стойкостью к воздействию окружающей среды и химическим реагентам, более широкими возможностями строповки различных грузов.
  Виды текстильных строп
  Ленточные стропы – делятся на петлевые и кольцевые и выполняются из плоской тканой несущей ленты. Это новый тип съемных грузозахватных приспособлений. Текстильные стропы обладают целым рядом преимуществ перед традиционными стропами из стального каната или цепей.
  Круглопрядные стропы – совершенно новая концепция грузозахватных приспособлений, используемых при такелажных работах. Такой строп имеет форму кольца, состоящего из несущего сердечника и тканого защитного кожуха (рукава). Это один из типов текстильных строп, который находит все большее применение.
  Круглопрядные стропы – совершенно новая концепция грузозахватных приспособлений, используемых при такелажных работах. Такой строп имеет форму кольца, состоящего из несущего сердечника и тканого защитного кожуха (рукава). Это один из типов текстильных строп, который находит все большее применение.
  Цепные стропы
  Цепные стропы обладают целым рядом преимуществ перед канатными. Прежде всего они гораздо более гибкие. Благодаря своей конструкции цепь обладает дополнительными степенями свободы, что позволяет использовать ее практически при любых способах строповки.
  Другим важным «плюсом» цепных стропов является большая безопасность в работе. Речь идет о том, что в процессе эксплуатации на стальном канате появляются торчащие и острые как иглы металлические волоски; кроме того, поведение рвущегося каната часто просто непредсказуемо. Все это может привести к очень серьезным травмам. Цепь же, напротив, при достижении нагрузок близких к разрывным сначала проходит область пластических деформаций, что можно достаточно четко зафиксировать при обычном визуальном осмотре и вовремя изъять ее из обращения. Кроме того, постоянно контролировать состояние цепных строп на предмет их пригодности к дальнейшей эксплуатации легко даже в условиях строительной площадки или заводского цеха. Достаточно лишь периодически производить замеры диаметра и шага цепных звеньев.
  Цепные стропы в целом значительно более долговечны, чем канатные, а, кроме того, что также очень важно, их можно ремонтировать. Если правильно эксплуатировать эти изделия, т.е. не допускать перегрузок, вовремя производить ремонт и замену изношенных деталей, то они могут прослужить практически неограниченно долгое время. Существуют и такие области применения, где никакие другие грузоподъемные приспособления употреблять вообще нельзя. В частности, цепные стропы можно использовать при очень высоких температурах (до 400°С) и при наличии открытого огня, что недопустимо для их текстильных и канатных аналогов, кроме того, их применяют для подъема и перемещения грузов с острыми кромками без специальных защитных приспособлений.
  Комбинированные стропы
  В настоящее время становятся популярными грузозахватные приспособления, сделанные из комбинаций различных материалов. Это дает возможность использовать такие стропы в сложных условиях эксплуатации, а так же облегчить вес изделия и зацеп за груз. Наиболее популярными комбинациями таких строп являются:
  Цепной строп — Текстильный строп (Ц-Т)
  Цепной строп — Канатный строп (Ц-К)
  Текстильный строп — Канатный строп (К-Т)
  Применение таких строп обосновано уменьшением веса стропа и при поднятии грузов с несимметричными нагрузками.
  Трос
  Сформулировать определение троса — очень простая задача. Трос — это канатно-веревочное изделие из волокон различного происхождения. Бывают стальные, растительные и синтетические тросы. По типу производства они разделяются на витые и крученые. Разницу несложно понять из названий.
  В этом материале мы постараемся подробно рассказать Вам о наиболее распространенных разновидностях троса:
  Стальные тросы — это витые изделия из стальной проволоки диаметром от 0.2 до 3 миллиметров. Сфера применения стальных тросов очень обширна — их можно встретить как в судоплавании, так и в строительстве, в различных индустриях и отраслях промышленности. В зависимости от задач, которые должен будет выполнять стальной трос, определяются его характеристики, и, соответственно, подход к изготовлению. К примеру, на судах используются тросы, которые создаются методом обвивания пенькового сердечника несколькими прядями стальной проволоки. Сердечник не позволяет стальным прядям проваливаться к центру. Кроме того, пенька не подвержена коррозии, а потому в сложных условиях повышенной влажности исключается опасность неожиданного обрыва такого троса.
  Существуют также специальные авиационные тросы. Задача такого троса — соединение деталей и передача усилия от штурвала к рулям летательного аппарата. Авиационные тросы делятся по типам плетения на одностренговые (простое плетение) и многостренговые (двойное плетение). Как несложно догадаться, любой многостренговый трос является результатом сплетения нескольких одностренговых экземпляров.
  Особняком стоят растительные тросы, которые скручиваются из волокон растительного происхождения. В зависимости от способа плетения и диаметра они разделяются на канаты, лини, перлини, шнуры и кабельтовы. Материал же изготовления зачастую отражается в названии троса. К примеру, трос из волокон луба конопли называется пеньковым. Кстати, именно последняя разновидность троса является одной из наиболее распространенных тросов из растительных волокон. С пеньковыми тросами соперничают так называемые манильские тросы, которые скручиваются из волокна листьев т.н. прядильного банана — абака. Такие тросы обладают преимуществом в виде небольшого веса, но значительно уступают пеньковым в гибкости. Из такого троса элементарно сложно вязать узлы.
  Наконец, поговорим о синтетических тросах. Очевидно, что они скручиваются из искусственных волокон, материалом для которых может служить нейлон, капрон, полипропилен и др. Отличительной чертой синтетических тросов является их способность удлиняться вплоть до 35-40%, не теряя при этом прочности. Кроме того, синтетические тросы значительно лучше растительных переносят влагу, а преимущество в весе и вовсе является неоспоримым. Сразу же возникает вопрос — почему синтетические тросы до сих пор не вытеснили растительные? Ответ прост — под прямыми солнечными лучами такие тросы теряют прочность, причем зачастую она не восстанавливается, поскольку нарушается структура соединения волокон. Это накладывает определенные ограничения на сферу применения синтетических тросов. Как минимум, в том виде, в котором мы их знаем на сегодняшний день.
  Трос канатный стальной оцинкованный
  Рекомендуется для широкого применения в различных грузоподъемных устройствах, от ручных талей до подъемных кранов, для подъема и перемещения грузов, деталей и элементов конструкций. Они являются частью большинства грузоподъемных механизмов и приспособлений. В зависимости от конструкции, трос имеет различную гибкость и коэффициент растяжения. Конструктивно трос изготовлен из высокопрочной проволоки и сердечника. Проволоку обвивают вокруг сердечника и получают прядь, пряди в свою очередь тоже обвивают вокруг сердечника и получают трос. Изготовлен из стали, оцинкован. Сердцевина синтетическая/растительная. Также встречаются такие виды троса Трос стальной оцинкованный в оболочке ПВХ, Трос стальной омеднёный в оболочке ПВХ.
  Трос-канат стальной
  Трос-канат стальной применяется для буксира, подвесных дорог (натяжные), как швартово-буксирные (без покрытия). Канаты могут быть изготовлены из оцинкованной проволоки. Трос буксировочный — канат стальной двойной свивки. Канат стальной общего назначения, кроме грузоподъемных кранов, используется как трос буксировочный , поддерживающий, для лесоповальных креплений (без покрытия). Канаты могут быть изготовлены из оцинкованной проволоки.
  Коуш
  Коуши предназначены для установки на трос при изготовлении петли на его конце. Предохраняет трос от перетирания, делает петлю более плавной. Широко используется в грузоподъемных устройствах. Коуши изготавливают из углеродистой стали и оцинковывают. Размер определяется по диаметру применяемого троса.
  Трелевочный чокер
  Этот вид канатного стропа используется для погрузки и захвата лесоматериалов. Этот тип строп комплектуется высококачественным крюком с предохранителем или обычным чокерным крюком. Наше предприятие предлагает Вам этот вид изделий, как в одноветьевом исполнении (Тип УСК1 — чокер), так и в многоветьевом (Тип 1СК — чокер, 2СК — чокер, 4СК — чокер).
  Крюки
  Виды крюков
  Крюк с предохранителем,
  Крюк грузоподъёмный,
  Крюк кольцо с фиксатором типа пеликан,
  Крюк кольцо,
  Крюк с замком муфтой.