С момента изобретения гайки (а это было так давно, что можно считать, что она как и винт, — существовала вечно) борьба с ослаблением затяжки соединения была всегда актуальной. Простейший и один из самых ранних способов -известен, как законтривание болтового соединения дополнительной гайкой, называемой контргайкой. Установка контргайки предшествует установке основной, как это показано на Рисунке.
Интересно, что контргайкой (с англ.- prevailing torque type nut) называют гайку с пластиковой вставкой DIN985. Наличие напряженного контакта резьбовой части болта и вставки является фактором, определяющим высокие значения сил трения покоя, которые гарантируют надежность соединения. Сравнивая два рисунка, иллюстрирующих эти способы стопорения соединений, нетрудно заметить-почему гайки в одном и другом случае имеют одинаковые названия. Если в первом случае, название отражает функциональное назначение контргайки по отношению к другой, основной гайки крепления, то во втором случае -пластиковая вставка играет роль контр- гайки , удерживающей момент затяжки соединения силами трения.
Существуют конструкции контргаек также , как и рассмотренная выше гайка со вставкой, обеспечивающие преобладающий момент затяжки элементами самой гайки, которые образованы пропилами и слегка деформированы. Контргайки этого типа называют щелевыми контргайками и в зависимости от направления пропилов различают: двухсегментными (binx type ) и кольцевыми (aero type), причем первые обладают большим удерживающим моментом (моментом стопорения).
Во всех рассмотренных случаях, трение является физической основой механизма стопорения, реализуемого либо через конструкцию гайки, либо способом установки гаек в соединении. Однако достаточно эффективным способом борьбы с самоотвинчиванием гайки в соединении является применение пружинных, зубчатых и просеченных шайб. Это простейшие пружинные стопорные шайбы, изготовляемые по DIN127, а также зубчатые стопорные шайбы- DIN6797 и стопорные шайбы с просеченными лепестками-DIN6798.
Другим альтернативным подходом к решению проблем повышения надежности соединений с помощью резьбовых крепежных деталей является использование способов механической фиксации ЗАТЯНУТОГО ПОЛОЖЕНИЯ гайки в соединении. Простейший способ основан на использовании корончатой гайки прорези, которой служат упором для для шплинта проходящего сквозь отверстия в радиальной плоскости болта.
Другой способ- использование плоских стопорных шайб с лапками (одной или двумя), при котором положение гайки относительно деталей, соединяемых с помощью болта и гайки, фиксируется при загибания одной из лапок на грань соединяемой детали. А другая лапка шайбы или её сегменты (шайба в этом случае имеет диаметр, превосходящий размер гайки) загибается на грани гайки (головки болта,- если она шестигранная).