Изготовление крепежных изделий — одно из самых древних и наиболее массовых производств, история которого насчитывает несколько тысячелетий. Однако и в этой области время от времени появляются оригинальные изобретения. Автоматы для производства крепежа Азовский завод кузнечно-прессовых автоматов (Ростовская обл.), один из основных российских производителей высадочного и резьбонакатного оборудования для изготовления болтов и гаек, запустил в серийное производство новый универсальный холодноштамповочный 5-позиционный автомат «Супер» модели К09.146.00.
Автомат можно применять для штамповки изделий как стержневого, так и гаечного типа (раньше они изготавливались на разных станках). Переналадка оборудования занимает всего 2–3 часа. Автомат имеет пять штамповочных позиций и позволяет изготавливать детали сложной формы, требующие большой степени деформации: корпуса автомобильных свечей, поршневые пальцы, тарелки клапанов и т. п.
Исходным материалом для штамповки служит металл в бухтах, прутках или в виде штучных заготовок. В зависимости от этого автомат комплектуется правильно-задающим устройством, стеллажом с автоматической разборкой прутков или бункером с поштучной подачей. Наличие минимальных зазоров в направляющих ползуна, механизмов реза и переноса, работающих без люфтов, механизмов выталкивания заготовок из пуансонов и матриц, а также устройства поддержки тяжелых деталей обеспечивают достаточно высокую точность изготовления изделий.
Автомат «Супер» снабжен шумопоглощающим ограждением, снижающим уровень рабочего шума до 85 дБ, и электростатическим фильтром, сводящим к минимуму попадание в цех масляных паров. Кроме того, он оснащен системой диагностики, позволяющей контролировать технологические усилия на каждой позиции штампования. Станок с номинальным усилием штамповки 3200 кН имеет диаметр матриц и пуансонов соответственно 120 и 90 мм. Длина механизма выталкивания заготовок из матриц составляет 10–170 мм, из пуансонов — 45 мм. Частота хода ползуна с максимальным ходом в 240 мм регулируется в пределах 50–100 перемещений в минуту. Прутки, используемые в качестве исходного материала, могут иметь диаметр до 26 мм с длиной отрезаемой заготовки не более 200 мм. Наиболее эффективным автомат «Супер» показал себя в мелкосерийном производстве. Модель К09.146.00 размерами 4100і6400і2300 мм и массой 45 000 кг уже экспортируется в Португалию и Турцию.
Для холодной накатки резьб (крепежных, трапецеидальных и др.), мелкомодульных червяков, рифлений, калибровки цилиндрических и сферических тел, а также накатки различных профилей завод предлагает профиленакатные двухроликовые полуавтоматы моделей А9518Б, АА9521.02, АА9521.03, А9524, А9526 и А9527. Эти полуавтоматы позволяют радиальным способом накатывать резьбу размером от 3 до 200 мм с шагом от 2,5 до 16 мм и длиной от 58 до 250 мм. Они отличаются плавной регулировкой усилия накатывания, хорошей ремонтопригодностью и наличием автоматической системы смазки.
Проволочно-гвоздильный автомат модели К09.117.02 предназначен для производства строительных гвоздей, а также тарных, кровельных, отделочных и других типов гвоздей, выпуск которых можно наладить после смены инструмента. В качестве сырья используется светлая проволока общего назначения в бухтах или катушках массой до 1000 кг. Правка проволоки в автомате производится в двух направлениях. Станок, рассчитанный на изготовление гвоздей диаметром 2–5 мм, отличается бесступенчатой регулировкой их длины в диапазоне 13–150 мм. Производительность оборудования, определяемая числом ходов высадочного ползуна, меняется в пределах 250–525 шт/мин. за счет смены шкивов на приводном валу. Простота эксплуатации позволяет оператору обслуживать сразу три таких автомата.
Гвозди: современные виды и формы
В Европе вместо молотков все чаще применяют гвоздезабивальные пневматические пистолеты, обеспечивающие многократное повышение производительности практически всех работ, которые связаны с использованием гвоздей. Такие пистолеты позволяют в течение секунды забивать до девяти гвоздей. В результате на долю машинных гвоздей, которые только сейчас начинают проникать на российский рынок, в Европе приходится около 60% от общего объема потребления этого вида крепежных изделий. Новинка Речицкого метизного завода (Гомельская обл., Республика Беларусь) — калиброванные машинные гвозди диаметром 2,1–4 мм и длиной 30–100 мм, собранные в катушки обоймами по 360 шт.
Точность изготовления таких гвоздей (допуск на размер шляпок) составляет 0,01 мм. Пневмопистолеты японского производства массой 1,5 и 2,5 кг рассчитаны на забивание машинных гвоздей длиной 30–40, 50–70 и 80–100 мм. Они используют энергию сжатого до давления 4–7 атм воздуха, создаваемого специальными компрессорами. Эксплуатационный ресурс гвоздезабивальных устройств с 10-летним гарантийным сроком составляет не менее 2 млн гвоздей. Очень популярны у строителей гвозди «дуплет», предназначенные для монтажа/демонтажа временных строительных конструкций: деревянной опалубки, лесов, ограждений и т. п. Особенность этих гвоздей заключается в наличии второй шляпки, расположенной на одной оси с первой на небольшом удалении.
При монтаже строительной конструкции гвозди типа «дуплет» забивают до первой шляпки, а вторая служит для удобного и аккуратного их вытаскивания во время демонтажа. Среди 80 видов специальных гвоздей, выпускаемых заводом, стоит отметить «ершенные» гвозди, применяемые при создании конструкций повышенной жесткости, а также гвозди для ДСП, не проламывающие плиты при монтаже. Интересны гвозди со спиральной насечкой, близкие по свойствам к шурупам, и «трефовые» гвозди с компенсационной канавкой, предотвращающие постепенное разбалтывание деревянных соединений при колебаниях влажности и температуры.
Новые крепежные изделия Магнитогорский калибровочный завод (Челябинская обл.) разработал и запустил в производство новые прутковые пружинные клеммы (ОСТ 32.156-2000) для крепления рельсов к металлическим подкладкам в раздельных скреплениях типов КБ, КД и в стрелочных переводах. От ранее выпускавшихся противоугонов (ТУ 32ЦП 811-95, ТУ 14-176-12-98) эти клеммы отличаются прежде всего тем, что практически полностью исключают смещение рельсов относительно шпал при накатывании колес на рельсовые стыки. Такое преимущество достигается за счет хороших пружинящих свойств клемм и большей площади их контакта с рельсами.
Эксплуатационный ресурс новых противоугонов на порядок выше, а металлоемкость — почти в 3 раза ниже, чем у старых вариантов. Клеммы изготавливают по западноевропейской технологии из стальных прутков диаметром 13 мм с последующей термообработкой. Белебеевский завод «Автонормаль» (ОАО «БелЗАН», Республика Башкортостан), специализирующийся на производстве крепежных изделий для автомобильной и строительной промышленности, вместо ранее выпускавшихся болтов с шестигранными головками и углублениями начал изготавливать болты с головками типа «наружная звезда» и «внутренняя звезда», которые по своим техническим характеристикам аналогичны болтам torx. Изделия завода стоят не дороже традиционных аналогов.
При этом они имеют меньшую металлоемкость, больший затягивающий момент и очень удобны при монтаже в стесненных условиях. Среди других новинок этого предприятия заслуживают внимания фланцевые и самостопорящиеся болты. Головки фланцевых болтов в верхней части выполнены в виде «наружной звезды», а в нижней имеют дисковое расширение, выполняющее функции шайбы.
Особенностью самостопорящихся болтов является наличие зубчатой кромки на внутренней стороне их дискового расширения, которая служит в качестве гроверной шайбы. Болты этих конструкций позволяют в большинстве случаев отказаться от традиционных изделий, при использовании которых обязательно требуются шайбы и гроверы. Для выполнения монтажных работ с применением новых крепежных изделий ОАО «БелЗАН» предлагает накидные ключи со сменными головками для «наружной звезды» Е6, Е8, Е10, Е12, Е14, Е16, Е18 и Е20. Завод «Красная Этна» (г. Нижний Новгород) наряду с выпуском самостопорящихся болтов и гаек освоил производство прогрессивного резьбовыдавливающего крепежа.
Резьбовыдавливающие винты можно заворачивать в гладкие и отбортованные отверстия, просверленные в металлических изделиях, не нарезая в них резьбу. При вворачивании винты сами раскатывают резьбу и стопорятся в ней. Магнитогорский метизно-металлургический завод (Челябинская обл.) запустил в производство новые шурупы для гипсокартона и шурупы для строительства по «быстрым технологиям» (по СТП 14-198-205-2001). За счет специальной конструкции резьбы шурупы для гипсокартона можно закручивать в твердые породы древесины и гипсокартон без предварительного просверливания отверстий. Шурупы с потайной и рожковой головкой длиной 19–60 мм и диаметром 3–5 мм изготавливают из нетермообработанной стали марки 10КП.
Шурупы для быстрого строительства, совмещающие в своей конструкции преимущества шурупов и гвоздей, характеризуются прежде всего высокой удерживающей способностью. Их можно использовать для монтажа «сэндвич»-панелей и скрепления деревянных конструкций, а вместе с пластиковыми дюбелями типа MU их можно применять для крепления отделочных панелей к стенам из бетона, природного камня, дерева и кирпича.
Шурупы длиной 40–55 мм и диаметром 3–3,5 мм имеют цинковое покрытие. Соединительные стержни «Шквал» Московское ООО «Сантал-М» вышло на столичный рынок с новой разработкой питерской компании «Шквал» — стержнями «Шквал», предназначенными для пайки-сварки и резания стали и цветных металлов без применения специального оборудования и каких-либо дополнительных источников энергии. Необходимая для создания достаточно высокой температуры в зоне соединения металлов энергия выделяется при горении содержащихся в стержнях специальных добавок.
Кроме них, в состав стержней входят флюсы и оксиды металлов: железа, меди, никеля, хрома. При высокой температуре они-то и образуют соединительные сплавы. Для получения сварного соединения фитиль стержня поджигают спичкой или зажигалкой, затем направляют пламя в начальную точку и после появления капли расплавленного металла медленно ведут стержень вдоль стыка. За 15–20 секунд его горения можно получить сварной шов длиной 80–100 мм. Пайка–сварка конструкционной стали толщиной 2–4 мм, а также меди и медных проводов между собой или со сталью выполняется с помощью стержней «Шквал-1150», при использовании которых образуется шов оранжевого цвета из сплава меди с железом. Стержни этой марки имеют диаметр 15 и длину 100 мм.
Соединение стальных элементов толщиной 0,8–2 мм специалисты фирмы «Сантал-М» предлагают проводить стержнями «Шквал-1110». От марки 1150 они отличаются только меньшим диаметром — 11 мм. Стержни «Шквал-2150» предназначены для пайки–сварки нержавеющей стали толщиной 2–4 мм, а также сварки цветных металлов между собой и со сталью. Стержни этой марки можно применять для заделки трещин в изделиях из чугуна. При соединении горизонтально расположенных пластин из легированной стали толщиной 2,5 мм получается сварной шов белого цвета из медно-никелевого сплава длиной 70–90 мм. Стержни марки 2150 имеют диаметр 15 и длину 100 мм.
Для пайки-сварки нержавеющей стали толщиной 0,8–2 мм, а также цветных металлов между собой и со сталью используют стержни марки 2110 аналогичного состава, но диаметром 11 мм. Стержни-резаки № 5156 («Оксал-2У») фирма «Сантал-М» предлагает использовать для резания цветных металлов, стальных пластин толщиной до 10 мм, арматуры и стальных прутков диаметром до 20 мм.
Проволока и проволочная сетка
Одна из новинок Магнитогорского метизно-металлургического завода — холоднодеформированная арматурная проволока диаметром 6–10 мм класса прочности А500С. (С 1991 г. все европейские страны перешли на использование именно этой проволоки в производстве железобетонных изделий.) Проволока изготавливается из стали марок 3ПС, 3ГПС по СТО АСЧМ 7-93. Она имеет предел текучести 500 Н/мм2 и относительное удлинение 14%. Кольчугинский завод «Электрокабель» (Владимирская обл.) освоил производство проволочных тканых сеток, которые применяются в качестве фильтра обсадных труб при бурении водяных скважин. Проволоку для сеток диаметром 0,12–0,45 мм изготавливают из латунного сплава марки Л-80 и никелевого марки НП-2. На 1 дм сетки, выпускаемой в виде полотна шириной 1000 мм, номинально расходуется 48–200 проволок на основу и 360–900 проволок на уток. Вяртсильский метизный завод (г. Сортавала, Республика Карелия), имеющий 200-летний опыт производства проволоки и гвоздей, освоил выпуск сетки для ограждений из стальной проволоки диаметром 1,8–3 мм с пластиковым покрытием различных цветов.
Сетка с размером ячеек 15–50 мм и шириной полотна 800–2000 мм изготавливается на современных автоматах для плетения марки UDAFV. Антикоррозионная защита крепежа и проволоки Одним из наиболее распространенных способов долговременной антикоррозионной защиты проволоки и крепежных изделий является горячее цинкование. Однако использование этой технологии требует значительных средств на нейтрализацию отходов, образующихся в процессе химической подготовки поверхности. Кроме того, для удаления излишков цинкового расплава с наружной резьбы изделий необходимо применение метода центрифугирования, а очистка внутренней резьбы (например, у гаек) производится механически. ООО «Сталюм-Технология» (г. Москва) разработало экологически чистую технологию термодиффузионного цинкования, которая требует лишь предварительного нагревания поверхности изделий и проведения ее струйно-абразивной обработки.
Покрытие формируется при нагревании и изотермической выдержке (температура около 400 °С) резьбового крепежа в сухой порошковой смеси на основе цинка, активаторов и инертных разбавителей внутри вращающегося герметичного контейнера. В результате диффузии цинка в поверхностном слое изделий образуется так называемое «интерметаллическое» соединение, обладающее высокой прочностью, термостойкостью и износоустойчивостью. Себестоимость обработанных крепежных изделий увеличивается примерно на 30%. Технология исключает водородное и коррозионное растрескивание высокопрочных болтов, обеспечивая получение сплошного и равномерного по толщине покрытия на всей поверхности резьбовых метизов включая как внутреннюю, так и наружную резьбу.
Интерметаллическое соединение служит в 2–3 раза дольше покрытия, полученного горячим цинкованием, и в 3–6 раз дольше гальванического (в зависимости от условий эксплуатации). Его стойкость в камере соляного тумана составляет 1000 часов, что значительно превосходит показатель для гальванического покрытия равной толщины, выдерживающего в таких условиях не более 40 часов. Установка для термодиффузионного цинкования резьбовых крепежных изделий состоит из камеры термического обезжиривания, устройства струйно-абразивной очистки, загрузочно-разгрузочного агрегата, дозаторов порошковой смеси, контейнерного агрегата цинкования и транспортирующих устройств. Для защиты стальной проволоки фирма «Сталюм-Технология» разработала и изготавливает автоматизированные линии по нанесению на проволоку алюминиевых, цинковых и алюмоцинковых покрытий.
Покрытие образуется на предварительно подготовленной поверхности проволоки при ее горизонтальном протягивании через соответствующий расплав. Установка алюминирования (цинкования) включает правильный агрегат, узлы подготовки поверхности и нанесения покрытия, камеру охлаждения, а также транспортирующее (протягивающее) и наматывающее устройства. Подготовка поверхности осуществляется специально разработанным гидроабразивным устройством, одновременно очищающим проволоку как от следов волочильной смазки и жировых загрязнений, так и от ржавчины.
Узел нанесения покрытия состоит из электрической тигельной печи и проходной камеры с расплавом, оснащенной входным и выходным горизонтальными каналами для протягивания проволоки. Специальная пневматическая система постоянно поддерживает уровень расплава выше уровня расположения этих каналов. Проволока равномерно перемещается через расплав с помощью транспортирующего устройства, а непрерывность процесса обеспечивается использованием устройства стыкосварки концов бухт.